Психологические установки.
Влияние психологической установки на скорость и точность броска у гандболисток разного возраста и квалификации
Показать все документы источника
Доктор педагогических наук В.Я. Игнатьева,
кандидат педагогических наук И.Г. Шестаков
Российская государственная академия физической культуры
Ключевые слова: скорость попета мяча, точность попадания, установка на точность, установка на скорость, бросок в опорном положении, бросок в прыжке, психомоторика.
Введение. В актах познания действий спортсмена и управления ими первостепенную роль играет его психомоторика. Процесс сознательного овладения собственным телом интимно связан с интенсивными физическими напряжениями-и множеством стресс-факторов [6]. Понятие "психомоторика" ввел выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов. Он писал, что "... без хотения как мотива или импульса движение было бы вообще бессмысленно" [7]. Теперь уже общепризнано и экспериментально доказано, что психофизиологический анализ движений человека всегда исходит из цели, достигаемой этими движениями [8].
Целью нашего исследования было совершенствование становления броска у гандболисток разного возраста на основе изучения скорости полета мяча и точности попадания после бросков с разными установками. Зная особенности изменения скорости и точности броска у гандболисток разного возраста, тренер, варьируя этими установками, может совершенствовать его.
Специальных научных исследований по изучению техники броска проведено крайне мало [1, 3, 5], вследствие этого и методика обучения , совершенствования разработана еще недостаточно [2, 3, 4]. Кроме того все исследования проводились на мужском контингенте.
Методика. Для регистрации скорости полета мяча во время выполнения гандболисткой броска применялась установка, разработанная ВИСТИ. Центральный блок установки - электронный блок, включающий миллисекундомер. Его функции - регистрация времени, за которое мяч пролетает 1 м пути от стартовой до финишной стойки, пересчет времени в скорость и отражение результата на цифровом табло.
Рис. 1. Динамика показателей точности попадания после выполнения броска в опорном положении с установкой на силу (О "С") и точность (О "Т") после броска в прыжке с установкой на силу (П"С") и точность (Г"Т")
Рис. 2. Прирост скорости и точности броска гандболисток разного возраста
Контрольное испытание включало выполнение серии по 10 бросков с разбега с расстояния 9 м в мишень радиусом 50 см. Первая серия выполнялась в опорном положении с установкой на силу ("С"), вторая - на точность ("Т"). В третьей и четвертой сериях бросок производился в прыжке с теми же установками.
Результаты и их обсуждение. Влияние психологической установки на скорость полета мяча убедительно демонстрирует материал таблицы. Во всех возрастных группах исследуемых спортсменок достоверно различается скорость полета мяча при разных установках.
Причем разница в скорости более значительна в броске, выполняемом в опорном положении, нежели в прыжке. Кроме того, с возрастом она уменьшается.
Во всех возрастных группах, за исключением мастеров спорта, скорость полета мяча с установкой "С" больше, чем с установкой "Т". У 12-летних при броске в опорном положении эта разница составляет 1,9 м/с, или 12%, у 14-летних - 1,1 м/с, или 6%, у 16-летних - 1,1 м/с, или 6%. У мастеров спорта разница в 0,1 м/с недостоверна. При броске в прыжке наблюдается такая же закономерность, но различия менее выраженны. У 12-летних они составляют 1,5 м/с, или 9%, у 14-летних - 0,7 м/с, или 3%, а у 16-летних - 0,6 м/с, или всего 2%. У мастеров спорта разница в 0,5 м/с недостоверна.
В ходе исследования помимо измерения скорости полета мяча измерялась и точность попадания в мишень. Во всех возрастных группах, кроме мастеров спорта, имеется существенная разница в точности попадания при разных установках на выполнение броска. При этом с ростом мастерства гандболисток разница уменьшается. Важный результат нашего исследования - установка того факта, что точность броска в прыжке и в опорном положении имеет разную динамику у гандболисток разного возраста (рис. 1). До 14 лет наиболее точными оказались броски в опорном положении, а с 16 лет гандболистки лучше управляют своими движениями в безопорном положении.
Достоверность различий показателей скорости полета мяча у гандболисток разных возрастных групп при неодинаковых установках на выполнение броска, м/с
Возраст, лет Статистические показатели Броски
в опорном положении с установкой в прыжке с установкой
На рис. 2 представлены показатели прироста скорости и точности бросков в опорном положении и в прыжке, выполняемых гандболистками исследуемых групп с разными установками. Наблюдается интересная закономерность: чем больше прирост скорости полета мяча, тем меньше точность.
В период от 12 до 14 лет при выполнении опорного броска с установкой "С" прирост скорости равен 8%, а точности - 13,1%. При установке "Т" скорость увеличивается на 12%, а точность на 3,8%. При броске в прыжке произошло улучшение соответственно на 10; 11,3; 12 и 14,1%.
В 14-16 лет при выполнении броска в опорном положении с установкой "С" прирост скорости равен 4%, а точности - 15,2%. При установке "Т" скорость увеличилась на 4%, а точность на 13,4%. При броске в прыжке произошло улучшение соответственно на 1; 20,9; 3 и 19,7%.
В период с 16 лет и до получения звания мастера спорта при выполнении броска в опорном положении с установкой "С" прирост скорости составил 5%, а точности - 12,6%. При установке "Т" скорость увеличилась на 10%, а точность на 11,5%. При броске в прыжке улучшение составило соответственно 4; 18,2; 5 и 17,5%.
Заключение
1. По полученным нами модельным характеристикам скорости полета мяча и точности попадания при выполнении бросков гандболистками разного возраста, вплоть до мастеров спорта, при наличии соответствующей аппаратуры тренер может контролировать становление мастерства гандболисток.
2. Выполнение бросков в мишень может служить контрольным тестом, характеризующим техническую подготовленность гандболисток 12-16 лет, занимающихся в учебно-тренировочных группах СДЮШОР. Разница в скорости полета мяча и точности попадания гандболисток высокой квалификации при разных установках на бросок информации для контроля не дает.
3. Для совершенствования техники броска и в опорном положении, и в прыжке тренерам гандболисток 12-16 лет необходимо использовать установки на силу и точность попадания в различные мишени. При этом для гандболисток 12 и 14 лет преобладающими должны быть установки на точность, а для 16-летних - насилу. Гандболисткам высокой квалификации броски по искусственным мишеням и даже разные установки на выполнение броска должного эффекта не дают. Им в тренировочном процессе необходимо применять в основном специфические для гандбола средства.
Литература
1. Данилов А.А. Комплексная методика исследования техники броска мяча в гандболе //"Теория и практика физической культуры", 1976, № 6, с. 67.
2. Дорохов С.И., Игнатьева В.Я. Техника и методика обучения гандбольному броску. - М.: Госкомспорт СССР, 1988.
3. Игнатьева В.Я. Гандбол: Учебн. пос. для ин-тов физической культуры. - М.: фиС, 1983.
4. Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Обучение гандбольному броску. - М.: ГЦОЛИФК, 1989.
5. Петрачева И.В. Техника гандбольного броска. - М.: ГЦОЛИФК, 1980.
6. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. - М.: ФиС, 1959.
7. Сеченов И.М. Избранные произведения. - М.: Учпедгиз, 1953.
8. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. - М.: ФиС, 1984.